Статистический портрет креативных (творческих) отраслей региона представила руководитель Ростовстата Марина Самойлова, отметив, что в течение последних трех лет число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются или хотят начать бизнес в креативной сфере экономики, растет. К концу 2024 года их количество достигло почти 10 тысяч, что на 6,6% больше, чем в 2023 году.
В тройке лидеров, прежде всего, индустрия программного обеспечения (на нее приходится порядка 29% всех организаций креативной направленности), далее следует индустрия рекламы и коммуникаций (19%) и культурно-зрелищная сфера (17%).
Креативные направления привлекательны для стартапов – в прошлом году при регистрации видов деятельности, относящихся к креативным индустриям, их было заявлено около двух тысяч. Новый бизнес открывался, преимущественно, в сфере программного обеспечения, а также рекламы и коммуникации – свыше половины всех «молодых» ИП и юрлиц. Кроме того, активно начинали свое дело предприниматели и некоммерческие организации в индустрии отдыха и развлечений (это культурно-зрелищная специализация - 13% всех стартапов за год), а также гастрономии (12%).
Анализ показателей организаций креативного направления показал, что действуют они достаточно успешно. Так, выручка организаций за 2021-2023 годы выросла почти в 1,8 раза, что опережает рост в целом по экономике в 1,6 раза. Инвестиционная емкость креативного сектора за 2023 год увеличилась почти на 39% по сравнению с предыдущим годом. Частные инвестиции выросли в 1,5 раза.
В ходе обсуждения с докладом «О развитии креативных индустрий в Ростовской области» выступил Сергей Кононенко, заместитель министра экономического развития Ростовской области.
В ходе дискуссии позицию банка «Центр-инвест» озвучила Юлия Фиалковская, руководитель службы PR&GR ПАО КБ «Центр-инвест», подкрепленную 30-летним опытом работы и представленную монографией «Дон креативный» члена Президиума Правления Союза работодателей Ростовской области, Председателя Совета директоров банка, профессора, д. э. н. Василия Высокова.
- Каждый житель Дона является творческой личностью, а Дон — это уже реально существующий креативный кластер для всех видов деятельности, сформированный вековой историей традиций казачества и культуры региона. Искусственная приоритизация отдельных направлений креативных индустрий сужает возможности и потенциал развития экономики региона и противоречит самой идее креативного подхода.
- Областной закон должен создавать условия для развития креативного пространства и поддерживать в первую очередь творческие инициативы молодежи и «самонадеятельность».
- Правительству и Законодательному Собранию Ростовской области следует сделать фокус на креативных преимуществах региона, найти возможность представить в полном объеме креативную составляющую донского бизнеса и донского колорита.
В обсуждения проекта областного закона о креативных индустриях выступили представители ТПП Ростовской области, РРАПП РО, общественных объедений предпринимателей сферы креативных индустрий.
На заседании Игорь Бураков отметил работу Ростовстата по изучению креативного сегмента донской экономики, важным результатом которой стал статистический сборник «Креативные индустрии Дона», изданный в прошлом году при поддержке банка «Центр-инвест». Участникам обсуждения было предложено до 10 февраля 2025 г. дать предложения в обсуждаемый проект областного закона.