Наши позиции |
Позиция Об основных параметрах налоговой системы на период до 2030 года и ключевых изменениях в фискальной политике
Позиция РСПП «О реализации федерального проекта «Профессионалитет»
|
docx
docx
|
Резолюция Съезда Российского союза промышленников и предпринимателей
100 шагов к экономическому лидерству
(25 апреля 2024 года, г. Москва, XXXIII Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей)
Развитие социального партнерства
- Обеспечить формирование вертикально интегрированной системы объединений работодателей на единых организационных и методических принципах на всех уровнях социального партнёрства, обеспечив законодательное закрепление обязательного членства в вышестоящем объединении работодателей.
Предусмотреть введение обязательности членства крупнейших компаний в одном из объединений работодателей в целях обеспечения социальной стабильности в обществе.
Повысить статус и зафиксировать полномочия объединений работодателей на всех уровнях социального партнерства (общероссийском, региональном, отраслевом) путем изменения (совершенствования) критериев их формирования (членства) с учётом отраслевой и региональной специфики.
Внедрение принципов ответственного ведения бизнеса
- Придать постоянный характер Национальной Премии «Лидеры ответственного бизнеса» в целях признания и продвижения деловой практики на основе принципов ответственного ведения бизнеса.
- Обеспечить внедрение мер поддержки и стимулирования ответственного бизнеса на основе оценки и признания его вклада в проекты, направленные на решение стратегических задач в соответствии с национальными целями устойчивого развития, реализацией национальных проектов, программ развития регионов.
Кадровая обеспеченностьэкономики и повышение производительности
- Обеспечить формализованное участие предпринимательского сообщества в подготовке и реализации нового национального проекта «Кадры».
- Обеспечить, с привлечением советов по профессиональным квалификациям, усиление координации рынка труда и системы профессионального среднего и высшего образования, направленной на создание устойчивого источника квалифицированных кадров, необходимых работодателям, включая:
- уточнение методики формирования прогноза потребностей экономики в квалификации (знаниях и умениях) работников, с учетом прогнозируемых изменений структуры экономики, тенденций на рынке труда, изменений в технологии, формирования новых секторов производства и т.д.; обеспечение в проектном режиме запуска, с учетом прогноза потребности экономики в квалификации работников, скоординированной разработки и актуализации профессиональных стандартов и квалификаций (при обеспечении сокращения сроков их согласования и вступления в силу), образовательных программ университетов и колледжей, с реализацией необходимой переподготовки преподавателей;
- отражение в отраслевых стратегиях развития, разрабатываемых с их учетом государственных программах Российской Федерации, национальных и федеральных проектов, документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, в рамках разделов с информацией о прогнозной кадровой потребности и источников ее закрытия, задач развития кадрового потенциала, включая обеспечение необходимого уровня квалификации работников и механизмов их решения;
- полномасштабное внедрение механизмов прикладного проектного обучения, практики участия работодателей в разработке и реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, в том числе в формате сетевых образовательных программ и дуального образования, участия в деятельности академических советов образовательных программ университетов, расширение практики стажировок преподавателей университетов на высокотехнологичных предприятиях;
- включение образовательных модулей, направленных на освоение профессиональных квалификаций, в основные профессиональные образовательные программы, установление правил соотнесения содержания образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (в части профессиональных компетенций) с положениями профессиональных стандартов и квалификаций;
- массовое внедрение практики совмещения государственной итоговой (или промежуточной) аттестации и независимой оценки квалификации;
- стимулирование регионов к введению инвестиционного налогового вычета в части расходов на образование;
- Обеспечить реализацию мер, направленных на повышение производительности трудаза счет внедрения современных технологий переподготовки кадров и обучения на производстве, включая:
- поддержкумассового внедрения практики наставничества и обучения на производстве, современных механизмов повышения мотивации и вовлеченности работников, нормирования трудовой деятельности, регламентации производственных процессов, стандартизации рабочих мест, мониторинга производительности труда;
- переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов по управлению персоналом на предприятиях, обеспечение системной консультационной поддержки с учетом опыта реализации Национального проекта «Производительность труда».
- Обеспечить с учетом результатов реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы» актуализацию профессиональных стандартов и квалификаций по инженерным специальностям, а также соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.
- Обеспечить поддержку реализации лучших корпоративных практик по:
улучшению условий и охраны труда;
снижению числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также сокращению профессиональных рисков;
осуществлению мер по улучшению здоровья работников, продвижению приоритетов здорового образа жизни и профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Развитие альтернативного разрешения споров
- Внести изменения в правовое регулирование процедуры медиации, направленные на развитие данного механизма, в том числе исключение проведения «непрофессиональной» медиации лицами, не имеющими подготовки в качестве медиатора, установление процедуры присвоения статуса медиатора, урегулирование процедуры медиации в судебном процессе.
- Внести в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и иные законодательные акты изменения, направленные на повышение эффективности третейского разбирательства, в том числе:
внедрение механизма принудительного исполнения обеспечительных мер, принятых третейским судом;
исключение проведения предварительного судебного заседания при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда;
разработку механизма обмена документами между арбитражными учреждениями и государственными судами в электронной форме;
возможность включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки, проведенной согласно Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», договоры с которыми расторгнуты по решению третейского суда.
Защита права собственности
- Создать правовой механизм, защищающий интересы добросовестных приобретателей имущества в случаях выявления нарушений при приватизации, в том числе посредством возмещения разницы между ценой сделки и рыночной стоимостью имущества на момент изъятия приватизированного имущества.
- В отношении сделок, совершенных с нарушением требований Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», ввести возможность выдачи уполномоченным органом предписаний по устранению выявленных нарушений.
- Сформировать механизм защиты имущественных интересов добросовестных приобретателей имущества, которое ранее было отчуждено лицом, замещающим или замещавшим одну из должностей государственной или муниципальной службы, нарушившим антикоррупционные ограничения или не представившим доказательства приобретения данного имущества на законные доходы.
- Создавать стимулы для использования компаниями внутрикорпоративных механизмов противодействия коррупции, в том числе путем включения в законодательство об административной ответственности в качестве смягчающего обстоятельства наличие эффективной практики антикоррупционного контроля и управления рисками:
- внести изменения в ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установив в качестве смягчающего обстоятельства наличие в организации эффективной практики антикоррупционного контроля и управления рисками;
- предусмотреть возможность включения в закупочную документацию, в качестве факультативной информации по выбору участника торгов, сведений об использовании им мер антикоррупционного комплаенса, об участии в общественных инициативах, рейтингах, о наличии свидетельств об общественном подтверждении на соответствие Антикоррупционной хартии российского бизнеса, международным и корпоративным стандартам.
- Обеспечить внесение в законодательство о кадастровой оценке изменений, предусматривающих усиление контроля за качеством ее проведения и объективности результатов.
Необходимо усилить контроль путем введения дополнительной процедуры контроля со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо Счетной палаты РФ в виде обязательного проведения выборочной рыночной оценки некоторого числа объектов недвижимости и сравнения ее результатов с полученной кадастровой стоимостью. При выявлении существенных расхождений, свидетельствующих о недостаточном качестве проведенной кадастровой оценки, в регионе необходимо проводить повторную кадастровую оценку.
Гуманизация уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
- Провести декриминализацию отдельных деяний в сфере экономической деятельности, а также расширение административной преюдиции:
1) установление в статье 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав» размеров крупного и особо крупного ущерба по аналогии со статьей 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав»;
2) установление в статье 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» размеров крупного и особо крупного ущерба для тех случаев, когда причиненный ущерб является материальным;
3) декриминализация деяния предусмотренного статьей 197 УК РФ «Фиктивное банкротство»;
4) разграничение уголовной ответственность за деяния, предусмотренные частью 1 статьи 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» и частью 1 статьи 251 УК РФ «Загрязнение атмосферы», и административную ответственность за аналогичные правонарушения;
5) проработка предложения о декриминализации экономических составов преступлений, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, либо введение в отношении них административной преюдиции (ч. 1 ст. 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп», ч. 1 ст. 251 «Загрязнение атмосферы», ч. 1 ст. 254 «Порча земли», ч. 1 ст. 255 «Нарушение правил охраны и использования недр», ст. 257 «Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов»).
- Обеспечить совершенствование правового регулирования и практики применения залога и домашнего ареста в качестве меры пресечения в отношении обвиняемых и подозреваемых в совершении экономических преступлений.
Предлагается предусмотреть в статье 106 УПК РФ порядок определения размера залога с учетом суммы причиненного преступлением ущерба.
Предлагается предусмотреть, что запреты, указанные в пунктах 3 - 5 части 6 статьи 105.1 УПК РФ, не могут быть применены одновременно с избранием домашнего ареста в качестве меры пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений экономической направленности (указаны в части 1.1 статьи 108 УПК РФ).
- Расширить основания и уточнить порядок освобождения от уголовной ответственности предпринимателей при возмещении ими ущерба, причиненного в результате преступления в сфере экономической деятельности.
1) Предлагается снизить до однократной суммы причиненного ущерба денежное возмещение в федеральный бюджет для освобождения от уголовной ответственности по ст. 76.1 УК РФ.
2) Распространить действие статьи 76.1 УК РФ о прекращении уголовного преследования в связи с возмещением ущерба на статью 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»), по которой возбуждается большое количество дел в отношении лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.
3) Установить в статье 28.1 УПК РФ возможность внесения лицом, впервые совершившим преступление, в депозит суда денежных средств в счет возмещения ущерба и уплаты денежного возмещения в соответствии со статьей 76.1 УК РФ. При этом необходимо предусмотреть, что если в ходе продолжения судебного разбирательства по причине возражения подсудимого против прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования, будет установлена его виновность, суд постановляет обвинительный приговор без назначения наказания.
4) Часть 1 статьи 76.1 УК РФ предусматривает однократное возмещение ущерба в полном объеме как основание для освобождения от уголовной ответственности для лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, страховых взносов и других аналогичных платежей). Представляется, что преступления, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица»), ввиду схожести природы налоговых и таможенных платежей как обязательных платежей в бюджет, также должны относиться к категории преступлений, для освобождения от ответственности по которым в случае их совершения впервые достаточно возмещения полной суммы ущерба.
5) Предлагается предусмотреть отказ в возбуждении или прекращение уголовного дела при условии уплаты в полном объеме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин.
Развитиедобросовестной конкуренции
- Подготовить поправки к разработанному ФАС России проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», неоправданно расширяющему основания для пересмотра содержания или порядка исполнения предписаний по делу о нарушении антимонопольного законодательства, обеспечив сохранение в неизменном виде положение о том, что пересмотр ранее выданных антимонопольными органами предписаний не может приводить к ухудшению положения хозяйствующего субъекта.
- Подготовить поправки к принятому в первом чтении законопроекту №409891-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», исключающие нормы об отвязке внутренних цен на товары от общемировых индикаторов, дающие широкие возможности для усмотрения антимонопольных органов при принятии решения об учете биржевых и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара, при определении монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, а также при оценке согласованных действий хозяйствующих субъектов.
- Продолжить мониторинг реализации предложений о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» в части запрета согласованных действий, которые могут привести к повышению цены на товары, работы, услуги.
- Провести анализ рыночной ситуации в области перепродажи биржевых товаров по завышенным ценам и на этой основе выработать позицию в отношении проекта федерального закона«О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (разработан депутатами Государственной Думы ФС РФ), предусматривающего введение контроля антимонопольного органа за действиями любого хозяйствующего субъекта, в результате которых цена приобретенного на бирже товара при перепродаже такого товара существенно превышает цену приобретения этого товара на бирже.
- Разработать законодательные меры стимулирования хозяйствующих субъектов к внедрению системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, в том числе компаний, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Повышение эффективности фискальной сферы
- Обеспечить приоритет системных, а не специфических решений в фискальной сфере, включая отказ от введения новых налогов разового характера.
Предусмотреть отмену временных мер по повышению фискальной нагрузки, включая отказ после 2026 года от введенного с 2017 года 50% ограничения на перенос накопленных убытков.
Обеспечить стабильность и предсказуемость фискальной нагрузки на 5-7 летний срок, включая установление устойчивых в долгосрочной перспективе ключевых условий налогообложения, ограничение предельной ставки пени по налогам на уровне не более 15%, формирование понятного и устойчивого набора критериев по квалификации имущества для целей исчисления налога на имущество, а также подтверждение судебными органами, в т.ч. на уровне Верховного Суда РФ, принципов классификации имущества как движимого и недвижимого.
Сохранить нулевую ставку по налогу на прибыль для ИТ-компаний (абзац 1 п. 1.15 ст. 284 НК РФ) либо предусмотреть возвращение к налоговой ставке 3%, которая была установлена положениями абзаца 1 п. 1.15 ст. 284 НК РФ до 01.01.2022 г.
- Донастроитьналоговое законодательство по чувствительным для бизнеса вопросам, включая оценку фискальных решений, принятых в 2023 г., в т.ч. пересмотр параметров экспортной пошлины с учетом экономического положения отраслей, корректировку поправок в правила ТЦО и минимизацию рисков из-за включения недружественных стран в список офшоров, в том числе в части применения добросовестными компаниями с иностранным участием механизмов поддержки.
- Донастроить налоговые льготы, принятые в 2023 году, в частности:
- положения абзаца 13 п. 3 ст. 257 НК РФ, не позволяющие в текущей редакции учитывать расходы с применением коэффициента 1,5 в ситуациях, когда налогоплательщик самостоятельно разрабатывает ПО, относящееся к сфере искусственного интеллекта, или дорабатывает ПО функции, которая относится к сфере искусственного интеллекта;
- положения абзаца 1 п. 1 ст. 257 НК РФ, не позволяющие в текущей редакции применить коэффициент 1,5 при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством Российской Федерации в случае, когда основное средство также состоит из компонентов, не входящих в перечень, либо из расходов (монтаж), значительно превосходящих стоимость высокотехнологичного оборудования, а также модернизации таких основных средств;
- положения пп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, не позволяющие в текущей редакции применить повышающий коэффициент амортизации в отношении стоимости доработки нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
- положения пп. 5 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, не позволяющие в текущей редакции применить повышающий коэффициент амортизации в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, в случае когда основное средство также состоит из компонентов, не входящих в реестр, либо из расходов (монтаж), значительно превосходящих стоимость радиоэлектронной продукции, а также модернизации таких основных средств.
- Активизировать стимулирование инвестиционной активности компанийс использованием фискальных мер, включая дифференциацию налогообложения в зависимости от инвестактивности, в частности:
возможность снижения федеральной ставки налога на прибыль/введения федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) для компаний (групп компаний) с активным инвестиционным профилем (универсальный механизм стимулирования инвестиций на территории всей страны по принципу одного ключа без необходимости принятия решения субъектами РФ и возможности дифференцировать ставку налога на прибыль 17% в зависимости от инвестиционной активности компаний за счет уменьшения (вплоть до обнуления) федеральной части налога на прибыль);
продление на 10 лет действия общего механизма ИНВ и РИП, расширение стабилизационных оговорок, предусмотренных в рамках СЗПК, СПИК, ТОР, СПВ на любые фискальные платежи с бизнеса (включая НДПИ, экспортные пошлины, а также новые налоги и сборы), донастройка возможности применения режимов ТОР, РИП, СПВ и режима Арктической зоны для компаний, имеющих обособленные подразделения за пределами территорий реализации проектов за счет механизмов раздельного учета.
- Создать стимулы для обеления бизнеса и минимизации дробления компаний, в том числе сформировать подходы к проведению амнистии, исходя из того, что она должна быть достаточно протяженной во времени; предусматривать максимально широкое уведомление, в том числе с использованием личных кабинетов налогоплательщиков; использовать лучшие практики предыдущих амнистий, в том числе закрытость информации, которые будут сообщать налогоплательщики для всех, кроме налоговой инспекции; учитывать, что при нечетких критериях дробления предприниматель может не догадываться, что его схема организации бизнеса может рассматриваться налоговыми органами как дробление.
Провести «пилотную» дифференциацию условий УСН по видам деятельности. Для тех видов, где задействовано большое количество работников, целесообразно повысить ограничение по людям – например, до 250 человек, и оставить планку по доходам для работы в режиме УСН. Если пилотный режим подтвердит эффективность, его можно расширить на все виды экономической деятельности.
Повысить стоимость основных средств как критерия для применения УСН до 300 млн. руб. и предусмотреть ежегодную индексацию этой суммы.
Рассмотреть возможность в рамках переходного фискального режима отраслей без «входящего» НДС не становиться плательщиками НДС, одновременно предоставив малым компаниям право в случае заинтересованности добровольно становится плательщиками НДС.
«Отвязать» соцвыплаты от размера прожиточного минимума на члена семьи либо продолжать выплату пособий минимум в течение 1-2 лет после превышения доходами прожиточного минимума.
- Предусмотреть меры фискального стимулирования высокотехнологичных и креативных индустрий, в том числе распространить режим нулевой ставки налога на добавленную стоимость на сделки со всеми видами объектов интеллектуальной собственности; предоставить возможность компаниям, осуществляющим приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности для выпуска промышленной продукции или цифрового контента, списать затраты на приобретение прав у российских правообладателей с коэффициентом 1,5 для целей исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Предусмотреть возможность не облагать НДС не только передачу исключительных прав, но и услуг доступа к программам для электронных вычислительных машин и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Предусмотреть возможность принимать к вычету входящий НДС, связанный с созданием и технической поддержкой, или отказываться от льготы по НДС, установленной пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, при передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Сохранить налоговое резидентство для сотрудников Росатома, участвующих в реализации проектов в атомной сфере за рубежом на основе межправительственных соглашений.
Сформировать специальный налоговый режим для компаний разработчиков и производителей БАС и их сотрудников по аналогии с IT-компаниями.
- Обеспечить сохранение существующего правового режима Российского международного реестра судов до 2037 года.
Развитие финансовой системы
- Разработать и обеспечить реализацию механизма повышения вовлеченности Банка России в целевое обеспечение достаточной ликвидностью приоритетных отраслей и проектов, соответствующих требованиям таксономии проектов устойчивого развития и технологической таксономии.
- В целях повышения роли финансового рынка как источника инвестиций обеспечить реализацию мер по повышению капитализации финансового рынка, в том числе за счет упрощения доступа иностранного капитала на российский рынок при условии сохранения этих инвестиций в России на срок не менее трех лет, а также путем повышения эффективности инструментов, содействующих перетоку капитала с долгового на долевой финансовый рынок (конвертируемые облигации или аналогичные им цифровые инструменты).
- Обеспечить с учетом опыта зарубежных стран разработку и внедрение с 1 июня 2024 года механизма страхования (с государственной поддержкой) рисков причинения вреда (гибели и/или повреждения) любому имуществу физических и (или) юридических лиц, когда страховой случай наступил вследствие диверсий, террористических актов, военных действий или иных военных мероприятий в приграничных регионах.
- Проработать механизм взаимодействия государственных информационных систем, а также информационных систем Банка России с создаваемыми (в том числе по инициативе РСПП) независимыми решениями, позволяющими выявлять и снижать возникающие барьеры в доступности финансовых ресурсов и осуществлении внешнеэкономической деятельности, включая трансграничные расчеты, а также содействовать выявлению и распространению передовых подходов, лучших практик и технологий в указанных сферах.
- Обеспечить повышение эффективности и надежности системы трансграничных расчетов за счет расширения перечня двусторонних соглашений о валютных свопах и межправительственных соглашений об использовании национальных валют в расчетах, стимулирования банковского кредитования компаний-участников внешнеэкономической деятельности в иностранных валютах дружественных стран. Инициировать запуск пилотных проектов трансграничных расчетов с использованием цифровых валют в рамках БРИКС и в сотрудничестве с другими развивающимися странами.
Совершенствование внешнеэкономической деятельности
- Подготовить предложения по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности системы государственного управления внешнеэкономической деятельностью, предусмотрев, в том числе, создание системы «одного окна» поддержки бизнеса, устранение дублирующих функций федеральных органов исполнительной власти, повышение оперативности функционирования инструментов защиты внутреннего рынка, формирование механизмов поддержки (финансовой и нефинансовой) российских предприятий на новых рынках и в высокорисковых дружественных странах, опережающую подготовку кадров для ВЭД.
- Ускорить подготовку и заключение преференциальных торговых соглашений и соглашений о защите и поощрении капиталовложений с дружественными странами, создание независимых от недружественных стран систем сертификации, аккредитации, стандартизации, рейтингования, регулирования корпоративного управления и т.д., прежде всего, в рамках ЕАЭС и БРИКС.
- Проработать вопрос создания евразийского экспортного центра и механизма евразийских торговых домов в рамках ЕАЭС и на территории дружественных государств с использованием защищенных инструментов платежей и расчетов, встречной торговли, бартера и др., а также инструментов поддержки внешнеэкономической деятельности.
Совершенствование экологической политики
- Предусмотреть использование для целей федеральных законовот 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты, указанные в пункте 1 статьи 56.1 Федерального законаот 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установленного в заключении экспертизы промышленной безопасности или в документально оформленном решении о возможности эксплуатации зданий и сооружений, принимаемом руководителем эксплуатирующей организации на основании положительного заключения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений.
- Скорректировать подход к реализации эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в части признания недопустимым установление квот для промышленных предприятий ниже уровня выбросов, который предусмотрен наилучшими доступными технологиями при условии работы предприятия на своей проектной мощности. Доработать концепцию проекта постановления Правительства Российской Федерации об оценке степени достижения (недостижения) квот выбросов, обеспечив проведение такой оценки на основе измеряемых данных об уровне выбросов.
- Подготовить предложения по добровольному снижению эмиссии опасных химических веществ в промышленности и оказанию мер поддержки указанных инициатив на стратегическую перспективу.
- Подготовить изменения в законодательство, направленные на стимулирование повторного использования материальных остатков производства и исключающие необоснованные и избыточные требования об учете вторичных ресурсов (включая побочные продукты производства) в рамках производственного экологического контроля, а также об отмене взимания многократно повышенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие факта размещения отходов.
- При доработке проекта отраслевой программы «Вовлечение вскрышных и вмещающих горных пород в хозяйственный оборот» и ее последующей реализации обеспечить разработку проектов законов и подзаконных нормативных актов, предусматривающих механизмы, стимулирующие организации различных отраслей экономики к использованию вскрышных и вмещающих горных пород в производственных процессах и вовлечению их в хозяйственный оборот для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
- Обеспечить внесение в Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»изменения, исключающего необходимость расчета нормативов допустимого воздействия на окружающую среду для загрязняющих веществ, в отношении которых установлены технологические показатели наилучших доступных технологий, либопредусматривающего перенос срока вступления в силу изменений, вносимых в статью 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на 1 сентября 2025 года, имея в виду выработку взаимоприемлемого решения по вопросу о применении технологических нормативов и условий, при которых такие нормативы будут иметь приоритет над иными ограничениями выбросов/сбросов.
- Обеспечить формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.
- Предусмотреть внесение изменений в федеральные законы от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в части установления закрытых перечней объектов государственной экологической экспертизы в отношении деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских вода, территориальном море, прилежащей зоне Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
- Предусмотреть разработку и внедрение рыночного механизма снижения углеродного следа электроэнергии путем отбора внутри отрасли оптимальных мероприятий для достижения целевых значений сокращения выбросов парниковых газов исходя из экономической целесообразности и стоимости таких мероприятий, а также требований к надежности энергоснабжения, с учетом возможности покупки углеродных единиц для компенсации углеродного следа.
- При разработке документов стратегического планирования развития электроэнергетики соблюдать оптимальный перспективный баланс мощности генерирующего комплекса с учетом целей низкоуглеродного развития, а также надежности электро- и теплоснабжения и энергетической безопасности Российской Федерации.
- Обеспечить реализацию сбалансированной климатической политики, уделив особое внимание необходимости учета всех элементов глобального углеродного цикла, а также мерам поддержки реализации добровольных климатических проектов, в том числе в природных экосистемах. В рамках председательства Российской Федерации в 2024 году в БРИКС+ инициировать обеспечение координации подходов стран к развитию климатической политики, в том числе предусмотрев возможности взаимного признания результатов климатических проектов, включая проекты в природных экосистемах, унификацию стандартов и методологий реализации климатических проектов, совместную аккредитацию верификаторов и валидаторов климатических проектов, а также создание единого реестра углеродных единиц стран БРИКС+.
- Доработать проект Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. с привлечением к указанной работе РСПП, в том числе обеспечив систематизацию подхода к отбору мероприятий, включаемых в План, и предусмотрев создание условий для реализации потенциала климатических проектов в Российской Федерации.
- Обеспечить переход к поэтапной замене плановых проверок на обязательные профилактические визиты для всех видов объектов, а не только тех, которые относятся к категориям среднего риска.
Развитие климатической политики
Реформирование контрольно-надзорной и регуляторной деятельности
Классифицировать контролируемые обязательные требования по приоритетности в зависимости от уровня предотвращаемого риска и предусмотреть применение к требованиям различной приоритетности разных правил контроля.
- Разработать универсальный механизм, который бы позволял хозяйствующим субъектам по итогам проверки обеспечить устранение нарушений без привлечения к административной ответственности.
- Провести следующий этап «регуляторной гильотины», под которую могли бы попасть подзаконные нормативные акты, принятые до 1 января 2021 года и по решению Правительства Российской Федерации продолжающие действовать (т.н. «белый список»).
Повышениеуровня промышленной безопасности
- Обеспечить предоставление компаниям возможности полноценно использовать электронный документооборот, предусмотрев в законодательстве Российской Федерации применение простой электронной подписи при оформлении документации по инструктажам в области охраны труда и оформлении нарядов-допусков.
- Провести работу по реализации положений Федерального закона от 25 декабря 2023 г. № 637-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего внедрение с 1 сентября 2025 г. аудита системы управления промышленной безопасностью.
- Обеспечить участие бизнес-сообщества в совместной с Ростехнадзором работе по формированию Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период с 2025 года и дальнейшую перспективу.
- Подготовить изменения в законодательство Российской Федерации в части применения коэффициентов и нормирования загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.
- Ввести нормативное правовое регулирование использования неоригинальных запасных частей путем внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации».
Развитие технического регулирования
- Обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» для восстановления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований технических регламентов ЕАЭС и за обращением продукции, включенной в постановление Правительства РФ от 23.12.2021 г. № 2425.
- Предложить разработать отдельное приложение к Договору о ЕАЭС - Протокол о проведении согласованной политики в сфере стандартизации продукции, входящей в область применения TP ЕАЭС, и представить в ЕЭК предложения в проект указанного протокола.
- Оценить целесообразность введения в Российской Федерации дополнительно к процедуре аккредитации, осуществляемой Федеральной службой по аккредитации, процедуры нотификации, которая позволит наделить правом обязательной сертификации продукции аккредитованные органы в стратегических важных отраслях.
Обеспечить:
- расширение применения ссылок на документы в сфере стандартизации в нормативных правовых актах, касающихся социально значимых категорий продукции (товары для детей, продукция для охраны здоровья граждан) в соответствии с законодательством по стандартизации;
- расширение использования документов национальной системы стандартизации при идентификации и оценке соответствия продукции с отличительными свойствами (функциональные продукты, лечебные минеральные воды и т.д.).
Совершенствование корпоративных отношений
- Обеспечить отменулибо смягчение законодательного запрета хозяйственному обществу иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
- Обеспечить проработку вопроса о модернизации рекомендаций Кодекса корпоративного управления в целях их адаптации к существующим вызовам (в частности, санкционному давлению).
- Предоставить эмитентам возможности выкупить или погасить акции, принадлежащие т.н. «потерянным акционерам», то естьвладельцам, сведения о которых отсутствуют в реестре акционеров и (или) которые не осуществляют права акционеров на протяжении длительного периода времени.
Обеспечениетехнологического суверенитета
- Сформировать меры стимулирования частных инвестиций в сектор исследований и разработки с учетом лучших практик крупнейших компаний (включая собственные отраслевые исследовательские институты, центры, конструкторские бюро; совместные лаборатории с университетами и НИИ; совместные исследовательские структуры с университетами, НИИ в форме самостоятельных юридических лиц, создание собственной технологической компании, инжиниринговых центров и т.д.).
- Стимулировать развитие внутренних кооперационных цепочек, в том числе путемсоздания межотраслевого интегратора импортозамещения в целях интеграции свободного промышленного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в создание и производство высокотехнологичной импортозамещаемой гражданской продукции в интересах организаций с государственным участием;создания условий для организации производств новой продукции на территории РФ (при снижении себестоимости новой продукции за счет серийности) за счет формирования объединенного заказа, обеспеченного консолидацией отраслевых потребностей корпораций;обеспечения масштабирования и кастомизации вновь разработанных технологических решений вместо их дублирования.
- Сформировать предложения по стимулированию роботизации и автоматизации промышленных мощностей, в том числе путем выделения специализированных программ в рамках существующих инструментов и институтов поддержки (Фонд развития промышленности, постановление Правительства РФ от 22 февраля 2023 г. № 295 «О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной продукции» и т.д.).
- Упростить таможенные процедуры для компонентов беспилотников, которые не будут производится в России минимум в 2-3-летнем периоде:
- создание специального режима упрощённой и ускоренной таможенной очистки критических компонентов и компонентной базы для сферы БАС для компаний-разработчиков и компаний, проводящих реинжиниринг таких критических компонентов в России;
- формирование реестра компаний, имеющих право на применение специального режима (в качестве ФОИВа, ведущего реестр, предлагается Минпромторг России);
- отмена упрощенного режима после реализации программы по импортозамещению, которая частично отражена в Нацпроекте.
Снять ограничения при проведении испытаний новых разработок, прежде всего в формате автономных полетов, под управлением квантового сильного вычислительного ИИ и не зависящих от сигнала спутниковой навигации.
- Обеспечить совершенствование инструментария поддержки российских производителей высокотехнологичных и импортозамещающих продуктов, а также компаний, инвестирующих в разработку высокотехнологичных и импортозамещающих продуктов и генерирующих спрос на эту продукцию, в том числе промышленной ипотеки (в части увеличения сроков кредитования до 10 лет), долгосрочной поддержки проектов реверсивного инжиниринга (возможность сохранения разработчиком конструкторской документации права интеллектуальной собственности на разработанную КД при определенных условиях, расширения номенклатуры комплектующих, которая в настоящее время поддерживается с использованием грантовой поддержки Агентства технологического развития) и т.д.
- Организовать работу по расширению перечня особо значимых проектов проектами, направленными на разработку современных отечественных решений, замещающих зарубежные продукты, используемые операторами связи в инфраструктуре транспортных сетей.
- Повысить эффективность реализации госконтрактов, в том числе рассмотреть вопрос поквартального авансирования государственных контрактов в рамках государственного оборонного заказа взамен ранее утвержденного авансирования на год.
- Стимулировать развитие производства малотоннажных химических веществ, полимерных и иных промышленных материалов для российской промышленности, в том числе путем предоставления доступного финансирования, компенсации расходов на НИОКР, обеспечения доступа к объектам инфраструктуры
- Исключить из проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» пункт про отнесение субсидий, получаемых банками-кредиторами в рамках льготного кредитования, к перечню прямых мер прямой государственной поддержки. Сохранить учет и прямых субсидий организациям, реализующим проект, и субсидий банкам-кредиторам. При этом установить максимальное значение - предельную сумму мер прямой государственной поддержки иным лицам (в том числе кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ») с целью возмещения недополученных ими доходов по кредитам и (или) займам, выданным по льготной ставке организации, реализующей проект, - на которое может быть уменьшен размер возмещаемых затрат по СЗПК, на уровне 50% от предельного объема таких затрат, определенного в соответствии с законодательством до вычета мер прямой государственной поддержки, вне зависимости от объема льготных кредитов, полученных организацией, реализующей проект. Применение указанного максимального значения предусмотреть для целей возмещения затрат, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона № 69-ФЗ.
- Ускорить принятие решения по возможной смене собственника для полноценной эксплуатации судов, построенных на российских верфях по договорам лизинга с российскими лизинговыми компаниями для снятия ограничений по участию флота, находящегося в собственности ряда российских лизинговых компаний, в международных перевозках. Возможность заключения договоров купли-продажи с рассрочкой платежа (далее - договор ДКП) при одновременном сохранении субсидирования в 2022 году позволили сменить собственника в судовых документах, внести соответствующие изменения в международные информационные базы, однако заключение договора ДКП возможно лишь после ввода судна в эксплуатацию. На российских верфях продолжается строительство флота, и в настоящее время есть как суда, переданные лизингополучателям в 2023 году, так и суда, окончание строительства которых планируется в 2024–2026 годах. Для полноценной эксплуатации судов в международных перевозках требуется внесение изменений в статьи 164 и 165 НК РФ.
Развитие креативных индустрий
- Обеспечить доработку проекта федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» с учётом необходимости закрепления в нем широкого круга возможных мер государственной поддержки субъектов креативных индустрий в целях принятия законопроекта в рамках весенней сессии Государственной Думы ФС РФ 2024 года.
- Обеспечить прямой и беспрепятственный обмен данными при обороте прав между органами государственной власти и бизнесом, в том числе ФТС России и ФНС России в целях упрощения защиты прав (быстрая проверка наличия прав) и налогового администрирования (правильное применение льгот при обороте прав) через общественно-государственную блокчейн-инфраструктуру РЦИС.РФ, как это сделано Федеральной службой по интеллектуальной собственности и Судом по интеллектуальным правам.
- Повысить эффективность судебной защиты, включая единую подсудность споров об интеллектуальной собственности арбитражным судам и установить единообразные пороги уголовной ответственности за нарушения по авторским и патентным правам.
Развитие строительного комплекса и инфраструктуры
- Реализовать комплекс мер и программ, направленных на поддержку темпов жилищного строительства, в условиях падения платежеспособного спроса на жилье, в том числе путем сохранения после 1 июля 2024 года программ по субсидированию ипотеки, прежде всего, «Семейной ипотеки», определения законодательных и организационных мер по безусловному включению в реестр расходных обязательств федерального бюджета сумм субсидий по выданным в рамках соответствующих программ ипотечным кредитам, а также путем внедрения специализированных механизмов Банка России (кредитов Банка России), направленных на поддержку банковского кредитования жилищного строительства на необходимые для развития отрасли сроки и по льготным процентным ставкам.
В рамках программ поддержки ипотеки целесообразно предусмотреть дифференцированные условия (ставка и лимит заемных средств на 1 заемщика) в зависимости от уровня социально-экономического развития субъекта РФ и состояния жилищного строительства в регионе. Наиболее доступные условия (со ставками до 2% годовых) должны предоставляться в тех регионах, где доходы на душу населения, а также темпы роста объемов вводимого жилья за последние три года не достигали среднероссийского уровня. Дополнительная дифференциация условий по таким программам может быть установлена в случае непосредственного участия в них региональных и местных органов госуправления. Это позволит создать более благоприятные условия для улучшения жилищных условий именно в тех регионах, где рынок сейчас менее развит на фоне более низких доходов населения.
- Разработать механизм привлечения крупнейших банков к реализации программ государственной поддержки инфраструктурных проектов для обеспечения их финансирования опережающими темпами, в том числе через разработку и утверждение долгосрочной программы субсидирования процентной ставки при реализации крупных автодорожных проектов.
Предлагается расширить мандат ДОМ.РФ с дополнительным финансированием на проекты строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального значения.
- Установить реалистичные среднеотраслевые размеры оплаты труда для целей расчета индексов изменения сметной стоимости строительства по объектам дорожной инфраструктуры и дальнейшего использования для формирования сметной стоимости строительства объектов дорожной инфраструктуры при переходе к применению ресурсно-индексного метода, с учетом данных системообразующих предприятий и региональной специфики.
- Внести изменения в законодательство Российской Федерации о закупках, предусматривающее обязательное привлечение к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в части:
- изменения методики расчета штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств по привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (далее соответственно – СМП, СОНКО);
- учета объема привлечения СМП, СОНКО по всей цепочке кооперации;
- исключения из обязательной доли закупок у СМП, СОНКО работ, связанных со строительством, реконструкцией особо опасных, технических сложных, уникальных объектов.
- Расширить программу Комплексного развития городского электрического транспорта, в том числе создать условия для долгосрочного льготного кредитования по низким ставкам и нормативно закрепить возможность авансировать средствами капитального гранта закупку подвижного состава, проектирование и строительно-монтажные работы. Установить плавающую предельную стоимость привлечения заемного финансирования (акционеры, младший долг) по схеме ключевая ставка ЦБ РФ +4%, так как в Программе комплексного развития городского электрического транспорта стоимость акционерного финансирования и младшего долга ограничена 12% годовых, что не позволяет привлечь банковское кредитование.
- Обеспечить внесение изменений в федеральное законодательство для совершенствования механизмов реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ, в том числе обеспечить внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»:
- по синхронизации ответственности концессионера с обязательствами по концессионному соглашению, для чего предусмотреть, что ответственность концессионера за деятельность наступает не с момента передачи ему объектов, а с учетом предусмотренных соглашением сроков достижения плановых значений показателей надежности и качества;
- по устранению избыточных законодательных ограничений для внесения изменений в действующие концессии ЖКХ по согласованию с ФАС России при изменении условий, не влияющих на тариф, качество оказываемых услуг населению и бюджетную нагрузку, в том числе исключение необходимости согласования с антимонопольным органом в части условий, не являющихся существенными, условий (при сохранении размера инвестиций и не увеличении размера финансового участия концедента) по концессиям, заключенным с единой теплоснабжающей организацией в ценовой зоне теплоснабжения, и закрепление возможности региону, городу и частному инвестору, как сторонам концессии, уточнять состав мероприятий и сроки их реализации при условии обеспечения итоговых технико-экономических показателей концессии; внесение изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, определив перечень объективных обстоятельств, при изменении которых могут быть изменены условия и показатели, предусмотренные концессионными соглашениями в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
- Предложить Центральному Банку Российской Федерации рассмотреть возможность приравнять проекты, реализуемые в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (включая транспортные проекты) и Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к требованиям, обеспеченным регрессом к суверенным должникам (РФ, субъект РФ) при наличии в структуре кредитования прямого соглашения, предусматривающего право требования кредитной организации к публично-правовому образованию о выплате компенсации при прекращении концессионного соглашения или соглашения о ГЧП в размере не менее суммы предоставленного финансирования. В связи с этим:
- дополнить Положение Банка России от 28 июня 2017 г. № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» новым обеспечением 1-ой категории качества, позволяющим корректировать резервы по ссуде – прямое соглашение к концессионному соглашению или к соглашению о государственно-частному партнерстве, предусматривающее право требования кредитной организации к публично-правовому образованию (концеденту, публичному партнеру) о выплате суммы компенсации при расторжении концессионного соглашения или соглашения о государственно-частному партнерстве в размере не менее суммы основного долга по кредиту;
- внести изменения в Инструкцию Банка России от 29 ноября 2019 г. № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» и установить риск-вес по кредитным требованиям, обеспеченным указанными выше правами требования кредитных организаций по прямым соглашениям к концессионным соглашениям или к соглашениям о государственно-частному партнерстве, на уровне 20%.
- Разработать новый механизм привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты за счет внебюджетных источников финансирования за счет налоговых вычетов для компаний, осуществляющих инвестиции для реализации транспортных инфраструктурных проектов. Финансирование проектов может осуществлять по аналогии с механизмом ФРП, который зарекомендовал себя как один из самых эффективных инструментов поддержки промышленности, признанный отраслевым сообществом.
- Создать благоприятные условия для развития железнодорожной инфраструктуры, в том числе:
- ускорить принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды и статью 22 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
- ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона в части продления срока действия норм, регулируемых Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ряда отдельных законов в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению железнодорожной инфраструктуры;
- - организовать работу по подготовке федеральными органами исполнительной власти проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (о разграничении ответственности ОАО «РЖД» и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам проектирования, строительства, реконструкции и содержания пешеходных мостов и тоннелей в зависимости от их функционального назначения);
- в целях обеспечения устойчивого функционирования и развития пригородных пассажирских перевозок пассажиров железнодорожным транспортом поддержать издание нормативных правовых актов, определяющих порядок ресурсного обеспечения и механизмы реализации проектов по развитию пригородного сообщения в регионах, включая проекты «Мобильный город» на принципах долгосрочности и безубыточности деятельности перевозчика и владельца инфраструктуры;
- организовать работу по подготовке проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей;
- разработать государственную программу по транспортной безопасности. Государственное финансирование этого стратегически важного вопроса позволит повысить эффективность принимаемых антитеррористических мер на объектах транспортной инфраструктуры;
- в целях целевого финансирования инвестиционных проектов развития железнодорожного транспорта рассмотреть возможность докапитализации ОАО «РЖД», в том числе посредством выпуска бессрочных облигаций указанного акционерного общества и размещения в них средств Фонда национального благосостояния;
- рекомендовать Комитету по туризму и развитию туристической инфраструктуры Государственной Думы ФС РФ рассмотреть законопроект № 319049-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в весеннюю сессию;
- рекомендовать Комитету по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы ФС РФ подготовить проект федерального закона № 387575-8 «О внесении изменений в статью 251 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» к рассмотрению в весеннюю сессию 2024 года.
- Обеспечить развитие транспортно-логистической инфраструктуры в части международных перевозок
Включить транспортную отрасль в виды деятельности стратегического значения для обеспечения обороны и безопасности государства (согласно Федеральному закону от 29 апреля 2008 г. №57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).
Сформировать государственные координирующие органы по вопросам организации устойчивых логистических цепочек в ключевых зарубежных регионах - Африке, Юго-Восточной Азии и др. в формате государственных структур в прямом подчинении Администрации Президента Российской Федерации.
Создать на международных транспортных коридорах подконтрольную российским компаниям инфраструктуру, а именно порты и транспортно-логистические центры в непосредственной близости к портам. Необходимо расширение мер государственной поддержки для создания таких проектов, а также государственное участие в части заключения со странами-участницами межправительственных соглашений с определением четких параметров.
Разработать механизм приоритизации российских операторов перед иностранными операторами на транспортных маршрутах через территорию Российской Федерации. При согласовании судозаходов в порты Российской Федерации отдавать приоритет судовладельцам из дружественных юрисдикций.
Актуализировать профстандарт «логист» в части дополнения новыми учебными программами с развития современных цифровых решений на транспорте и запуска новых маршрутов.
Развитие энергетики
- Обеспечить разработку комплекса законодательных и организационных мер по внедрению механизма свободных двусторонних инвестиционных договоров для привлечения инвестиций в строительство новых и глубокую модернизацию существующих генерирующих объектов.
Предусмотреть дополнительные меры компенсации локального дефицита мощности в энергосистеме (помимо строительства новых генерирующих мощностей), в частности за счет более активного развития механизмов управления спросом.
- Принять меры к сокращению объема перекрестного субсидирования, включающие установление в регионах уровней дифференцированных тарифов, препятствующих нецелевому использованию электроэнергии, поставляемой населению по субсидированным тарифам, в коммерческих целях.
Развитие сервисной экономики
- Для решения проблем дефицита линейного персонала (продавцы, работники складских помещений, водители и др.) рассмотреть возможность формирования механизмов поддержки для роботизации и автоматизации отраслей сервисной экономики, а также для привлечения иностранной рабочей силы из визовых стран.
- Обеспечить распространение успешных практик крупнейших федеральных торговых сетей по нивелированию инфляционного давления на потребителя в части социально значимых товаров на другие компании сектора торговли и потребительского рынка.
- Содействовать внедрению и популяризации культуры добросовестного поведения, в том числе на автомобильном рынке (проблема потребительского экстремизма).
Молодежное предпринимательство
- В рамках нового национального проекта "Молодежь России" предусмотреть реализацию федерального проекта "Развитие молодежного предпринимательства", включающего мероприятия по развитию финансовых и нефинансовых механизмов поддержки и содействия молодежному предпринимательству на национальном уровне и международной арене с партнёрами из дружественных и нейтральных государств, реализуемые при участии РСПП и партнеров из числа ведущих иностранных деловых ассоциаций.
Проработать вопрос создания международной платформы содействия международному молодежному предпринимательству при участии ведущих деловых объединений, органов, организаций и компаний на основе предложений, подготовленных по линии Делового совета ЕАЭС в рамках председательства РСПП в 2023 г.
Развитие АПК
- Обеспечить условия для повышения производительности труда и автоматизации производства:
- включить пищевую промышленность в список секторов, участвующих в Федеральном проекте «Системные меры по повышению производительности труда» в части возможности получения льготных займов Фонда развития промышленности на приобретение оборудования, способствующего повышению производительности труда;
- расширить перечень отраслевых направлений (дополнив их такими направлениями, как растениеводство, свиноводство, переработка сельхозпродукции, комбикормовое производство) в рамках гос. поддержки в виде возмещения части прямых понесенных затрат, направленных на создание и (или) модернизацию объектов АПК и объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, что будет способствовать повышению производительности труда;
- сделать «принцип предсказуемости» обязательным условием при проработке решения об индексации ставок утилизационного сбора на импортную сельскохозяйственную технику, не имеющую аналогов отечественного производства, но востребованную во многих технологических операциях в том числе, в растениеводстве и животноводстве, закрепив его в нормативно-правовых актах через предельный прогнозный уровень индексации, и установив периодичность принятия решения и информирования заинтересованных участников рынка. Привязать ежегодную индексацию ставок утилизационного сбора на импортную сельскохозяйственную технику к макроэкономическим индикаторам, например, индексу потребительских цен.
- Содействовать повышению престижа профессий сельскохозяйственного профиля среди молодого поколения соискателей:
- увеличивать количество необходимых и актуальных для различных отраслей АПК специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях, в том числе бюджетных мест;
- развивать инфраструктуру и улучшать условия жизни на сельских территориях;
- актуализировать наименования профессий сельского хозяйства в Едином тарифно-квалификационном справочнике (например, зоотехник вместо свиновода, оператор автоматизированных линий вместо бойца скота и т.д.);
- учесть указанные изменения в смежных нормативно-правовых актах (например, в Перечне должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, в Списке производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и проч.).
- Внести в перечень приоритетных направлений льготного кредитования по постановлению Правительства РФ №1528 от 29.12.2016 г.:
- закупку зерна, витаминов, премиксов для комбикормовых предприятия;
- приобретение кормов; сельхозтехники для животноводства (свиноводства);
- кредитование переработчиков масличных культур, реализующих программы повышения урожайности и производства подсолнечника в форме обеспечения сельхозтоваропроизводителей средствами производства (семена, СЗР и т.д.), агросопровождения, хранения и предоставления услуг по логистике выращенного урожая;
- кредитование юридических лиц, осуществляющих услуги по приемке, подработке, хранению сельхозпродукции (элеваторы).
- Рассмотреть вопрос о введении ограничений на ввоз в РФ отдельных видов химических средств защиты растений, в рамках поручения Президента РФ Пр-1293 п.1 в) - 2 от 26.05.2023 г., с целью минимизации рисков одномоментного ухода иностранных компаний поставщиков и снижения недозагруженности производственных мощностей российской отрасли производства ХСЗР.
- В целях снятия ограничений при экспорте продукции АПК:
- выработать единый подход к развитию экспорта, сформировать единую согласованную стратегию действий и план по выполнению экспорта продукции АПК для Минсельхоза РФ, Россельхознадзора и участников бизнеса;
- усилить государственную финансовую поддержку проектов портовых терминалов, предусмотреть участие государства в финансировании и помощи инвесторам в решении вопросов присоединения к инфраструктуре (в первую очередь, рассмотреть возможность государственной поддержки (субсидирования) строительства глубоководных портовых мощностей по перевалке и хранению продукции АПК на Черном море);
- рассмотреть возможность государственной поддержки и стимулирования строительства малотоннажного флота класса река-море;
- предусмотреть выделение средства из федерального бюджета на реализацию постановления Правительства РФ № 1628 от 02.10.2023 г. в 2024 году по аналогии с 2023 годом (в рамках поддержки приобретения торговых судов для развития внешнеторговой деятельности).
- С целью снижения рисков невыполнения планов по производству:
- строго контролировать соблюдение требований биозащиты на предприятиях соответствующих отраслей АПК, в том числе уделяя особое внимание ЛПХ, для обеспечения благоприятной эпизоотической ситуации во всех регионах;
- обеспечить наличие необходимых средств защиты, обработки, лекарственных препаратов и вакцин и параллельно стимулировать отечественное производство обозначенных препаратов.
|